Давай вернёмся к временам продакшена, до того, как ты стал ВП. Рассказывай, что произошло.
Это история про то, как разрушить свою жизнь и начать строить её заново. Немножко с тарантиновским налётом. Четыре года назад, на рубеже 2018−2019 годов мы с товарищем открыли продакшен и активно начали его развивать. Скажем так, по знакомству мы столкнулись с одним человеком. Наверное, я не буду использовать реальные имена, потому что…
Назовём его Альберт.
Да, назовём его Альбертом. Если кому-то будет интересно, я расскажу, что это за человек и почему с ним не стоит иметь дело. Скорее всего, он до сих пор занимается тем, чем занимался. Суть в том, что условный Альберт вышел на нас как на людей, которые могут подготовить диджитал и графический материал для его проектов. Он заказал у нас сначала презентацию для инвестора, потом — пару рекламных проектов. Мы всё быстро сделали, там было достаточно просто. Получили свой гонорар.
В какой-то момент Альберт позвонил мне и сказал, что ему очень классно с нами работать, что мы очень быстро выполняем задачи. Спросил, можем ли мы встретиться и обсудить проект. Проект, говорит, достаточно крупный и серьёзный, и он считает, что можем ему с ним помочь.
Я встречаюсь с Альбертом. Дальше вся история делится на две части. Первая — аренда помещения для киносъёмок, вторая — создание самой консалтинговой компании по производству кино от начала и до конца. Итак, аренда помещения. В киноиндустрии часто есть нехватка качественных мест, где удобно выставлять свет, удобно парковать съёмочную команду. Те люди, которые занимаются организацией съёмочного процесса, имеют списки: где хорошо снимать, где неудобно. Поэтому в определённых российских кино и сериалах мы можем видеть одни и те же места. И вот этот Альберт обратился ко мне со следующими словами: «Есть задача на аренду помещения, на это нужны деньги. Мы арендуем его под себя, а потом будем сдавать в субаренду и зарабатывать как рантье. Просто получаем прибыль от маржи». Я ему говорю, что я в этом не разбираюсь, никогда этим не занимался, но у меня есть товарищ. Назовём его… Есть Альберт, кто ещё будет?
Эдуард.
Назовём его Эдуард. У меня есть товарищ Эдуард. Он был очень заинтересован в подобных проектах. После этого я знакомлю Альберта с моим другом Эдуардом. Они достаточно быстро всё обсуждают и бьют по рукам. Происходит первый транш средств от Эдуарда к Альберту. По договорённости, спустя два с половиной месяца Альберт должен был Эдуарду перевести первый платёж. Через месяц Альберт снова обращается ко мне. Ещё время выплаты не произошло. Это канун нового года, начало декабря. Альберт звонит мне и говорит: «Саш, тут такое дело, давай ещё раз встретимся. Всё сложилось, всё удачно, есть возможность стартовать проект. Здесь и сейчас обсуждаем. Да-да, нет-нет».
Я приезжаю на встречу. Он рассказывает, что идея в том, что есть возможность, благодаря связям, знанию процесса и другим возможностям, выстроить компанию, которая будет от начала до конца сопровождать процесс съёмки кино и на каждом этапе зарабатывать. Я с детства — страшный фанат кинематографа. До сих пор помню, как в классе шестом, когда родители легли спать, я смеялся над сценой в фильме «Карты, деньги, два ствола», когда девушка одного из героев во время облавы на них берёт пулемёт и начинает расстреливать всех подряд. Для меня кино всегда было частью моей жизни. В тот момент я подумал, что это судьба. Наверное, так сложилось, что я очень люблю кино, что есть знакомства в киноиндустрии, которые помогут в становлении этой компании. Дальше я совершаю роковой поступок. Увольняюсь из PricewaterhouseCoopers, договариваюсь с Эдуардом, что он становится инвестором, а Альберт будет условным консультантом в процессе становления компании.
Интригующе.
На этом моменте мы остановимся. Я чуть подробнее расскажу про то, как у нас были переговоры, условные due diligence. Наверное, это самая важная часть, которую стоит знать любому, кто пытается встроить свой бизнес в рамках самозанятости либо в принципе пытается построить какой-то бизнес.
У нас с Альбертом было три или четыре встречи. После второй встречи с ним мы отдельно встретились с Эдуардом. Тогда мы работали вместе в PricewaterhouseCoopers. Встретились и сказали друг другу, что это достаточно рискованная история. Мы Альберта не знаем практически, мы можем его оценить только по тому, как он общается и строит дела, но какой-то детальной информации у нас нет. Я пытался что-то узнать через знакомых в киноиндустрии, но толком никто ничего не сказал.
На третью встречу я поехал, как сейчас помню, в «Метрополис» на Войковской, чтобы сказать: «Спасибо за предложение, но для нас это слишком рискованно». Проходит десять минут, и мы уже звоним Эдуарду, чтобы он подъехал, и мы снова начали обсуждать процесс становления этой фирмы.
Он тебя убедил, когда ты хотел отказаться?
Да. Объясняю, как это происходит. В дальнейшем меня познакомили с человеком, который работает в ФСБ. Он объяснил, что есть метод убеждения, который используют и ФСБ, и мошенники. Строится он по достаточно простому принципу. Одну и ту же мысль, одну и ту же идею тебе рассказывают разными словами. Условно. На небе сегодня солнце. Это первый виток обсуждения. Посмотри какая прекрасная погода на улице. Это второй виток. На улице сегодня очень круто гулять без куртки. Третий виток. Одна и та же идея рассказывается человеку просто разными метафорами, словами, эпитетами. Хитрость в том, что, когда ты общаешься с таким человеком, у тебя складывается впечатление, что в принципе он говорит правду. Ты начинаешь верить ему. При этом у тебя не покидает ощущение, что что-то не так. Как в старых механических часах: не хватает самой большой шестерёнки, которая все эти часы заводит. Кажется, что маятник работает, но отсутствие шестерёнки ты чувствуешь.
Подъехал Эдуард. На четвёртой встрече мы расписали все траты.
Эдуарда Альберт тоже убедил?
Да-да-да! Эдуарда Альберт убедил ещё быстрее, чем меня.
Альберт хорош!
Альберт очень хорош! Мы уже почти подошли к кульминации. Альберт убедил Эдуарда, мы расписываем все траты, ещё спустя две недели я увольняюсь. Это 2019 год. Я начинаю заниматься делом. Мотаюсь по не самым приятным локациям. Какие-то заводы, что-то в центре Москвы, ещё что-то. Операционные дела. Тому позвонить, с этим договориться. В какой-то момент Альберт выступает с предложением всю эту деятельность сократить, чтобы сразу приступить к производству и взять первого клиента. У него якобы был первый клиент, которого он нашёл через знакомых. Альберт предложил купить у профессионалов базу локаций, на которых можно снимать кино. Думаю: а это интересно. Сколько она стоит? Она стоит 400 тысяч рублей. Мы собираемся втроём с Эдуардом, и Альберт снова нас уговаривает. Это вот так вот делается (щелчок пальца). Ты ничего не можешь сделать. Если ты не подготовлен к этим разговорам, ты ничего не можешь сделать.
После встречи, когда начались странные траты бюджета, я стал все эти встречи записывать на диктофон. Потом голосовые я показывал человеку, с которым меня познакомили в дальнейшем. Он подтвердил, что да, это методика, которую в ФСБ используют, если от каких-то людей необходимо добиться определённых ответов. Раз за разом начали появляться такие ситуации, и бюджет начал быстро таять. Растаял, наверное, за две недели.
За две недели мы с Эдуардом осознаём, что нас обманули.
Когда вы давали деньги, вы же что-то покупали?
Мы передавали деньги Альберту.
Он же что-то покупал? Вы какую-то отчётность видели?
Была одна расписка. Почему я говорю про две недели? Якобы за эти две недели нас три или четыре раза убедили потратить деньги, а потом поступил звонок от Альберта со следующей формулировкой. У его брата нашли какие-то проблемы со здоровьем, поэтому ему срочно нужно уезжать из страны. И всё. Потом до Альберта невозможно было дозвониться. Даже не две недели. Дней десять. Раз-раз-раз.