Как ты оказался на радио? Ты же получил экономическое образование!
Когда я работал на радио, я его ещё не получил!
То есть это была студенческая работа?
Да. У меня был хороший друг-товарищ. Он меня был старше на пару лет. Он оканчивал Политех — Кемеровский политехническй институт. Кстати, тоже экономист. Сейчас в банке работает, но в другом, не в нашем.
Не в настоящем.
Да. Мы часто общались. В какой-то момент товарищ ко мне приехал и говорит, что у них открывается новая позиция, а он увольняется и будет работать дальше по специальности. Говорит: «Не хочешь попробовать»? Я сначала подумал, наверное, это не совсем моё. Потому подумал ещё раз: а почему бы и нет? Сходил. Был конкурс некий. Сначала проверяли софт скиллы. Пообщались с программным директором… Кажется, всего было три этапа. На второй этап нужно было какие-то семплы записать. Не помню, сколько вообще было людей в конкурсе, вроде человек семь на эту позицию. Потом был финальный этап, уже стажировка в эфирах. Как правило, это было ночное время.
У тебя были дневные или ночные эфиры?
И дневные, и ночные были. Смены по семь-восемь часов.
Всё это время надо разговаривать в эфире?
Нет. Эфирные у тебя часа три, а остальные либо подготовка, либо ещё какие-то твои обязательства. На радио, в том числе на «Европе Плюс», всё устроено по-разному. Есть рекламные блоки, которые во многих городах выпускает не робот, а человек. Это тоже обязательства. В часе эфира три рекламных блока.
Получается, что все тексты ты писал себе сам заранее.
Да, какие-то заготовки были. Старался всё равно хотя бы немножко импровизировать. Насколько это возможно.
Расскажи какие-нибудь забавные истории из жизни радио.
Смотря что считать забавным. Я же работал там не так долго на самом деле. Год или полтора. К нам приезжали различные звезды. В один момент, год не помню, приезжала такая певица Ин-Грид.
Как правило, такой приезд означает интервью. Традиционно его проводит самый опытный и долгоработающий сотрудник. Самый матёрый. Также в такие дни все, кто работает на станции, приезжают. Посмотреть на знаменитость, пообщаться. Даже если не фанат творчества. Всё равно же интересно.
Чтобы ты понимал, студия в Кемерове находилась в офисном здании. Но не в таком, как «Москва-сити», а в немножко убитом. На самом верхнем этаже сидели, уж не помню, сколько их там было, семь или восемь, а само здание, кстати, было очень длинным с такими коридорами, в которых мы иногда на креслах гонки устраивали во время ночных смен. Когда вся официальная часть прошла, интервью было записано, Ин-Грид захотела воспользоваться дамской комнатой. С учётом того, что это здание было не новым, уборная там была соответствующая и со всеми вытекающими обстоятельствами: не было ремонта и каких-либо средств гигиены. Она была очень удивлена, вышла, посмеялась. И мы немножко. Было забавно и неловко.
Разные бывали случаи.
Например?
Бывало, подпевали…
Ты хотел сказать, подпивали?
Ну нет. Именно эфир, по крайней мере я, никогда пьяным не вёл. И всё же бывали всякие случаи. Когда у кого-нибудь день рождения и ночная смена, иногда мы так или иначе там оставались и какое-то время проводили.
Когда слышишь тот самый игривый голос на радио — это означает, что у кого-то праздник?
Возможно! Был такой случай. Эфир же идёт потоково, беспрерывно, даже если это регион и вне времени, когда происходит перекрытие общего эфира на местный, мы всегда за ним следили. Соответственно, включиться в эфир можно в любой момент из любого региона, по сути. Вещаться, правда, будет именно на тот город, откуда включение. Мы подпевали потихонечку песням, которые там играли.
Прям в эфир?
Да.
Всё равно никто не слышит?
Не знаю, было ли слышно или нет, но, если бы кто-то услышал из программных директоров, нас бы, естественно, уволили.
Нелегальный караоке!
Именно!
Что ты подпевал?
Точно не помню, но что-то русское, типа «Би-2».