Как ты считаешь, накладывает ли театральное образование отпечаток на всю жизнь и меняет ли оно взгляд на вещи?
Вот ты затронул образование. Образование и вообще все профессии для меня делятся на две категории. Которые ты можешь взять и продемонстрировать прямо сейчас вот просто руками. Взять художника. Есть такая байка: когда папа римский выбирал, кто будет расписывать Сикстинскую капеллу, то разослал гонцов в разные концы. Гонец приехал к Микеланджело и говорит: «Покажите работы, эскизы». Он взял, начертил что-то на листе и сказал: «Покажите это папе». Гонец забрал рисунок и вернулся к папе. Папа посмотрел, задал один вопрос гонцу и после этого пригласил Микеланджело расписывать Сикстинскую капеллу. Микеланджело просто нарисовал от руки идеально ровный круг. Папа лишь уточнил, пользовался ли он инструментом, чтобы это нарисовать. Нет, не пользовался.
Кардиохирург или нейрохирург. Нельзя взять, пойти и за 20−30 минут научиться. Ты должен иметь за спиной огромный базис, чтобы этим заниматься. Кузнец какой-нибудь… А есть профессии, которые очень странные. Необязательно учиться на актёра, чтобы быть актёром. Есть много примеров, когда у людей уже изначально достаточно раскачанная психика и небольшая… Как же сказать…
Рефлексия?
Нет, не рефлексия. Определённый набор психических заболеваний, чтобы быть актёром прямо с ходу. Подбирал литературное слово.
Тяжело просто взять и начать управлять тысячей человек. Но, возможно, тоже получится. Не попробовав, не поймёшь. Управлять десятью, командой — для этого нужны скорее софт-скиллы. Театральное образование — это про начитанность, ты читаешь какое-то сумасшедшее количество литературы. Это про общее образование, классическое — как учили детей в XIX веке. Танцы, фехтование, история, много литературы. Плюс отсутствие зажимов. Потому что куда уже больше зажиматься? Ты уже столько делал глупостей перед аудиторией на 700 мест — залом, где ты вообще никого абсолютно не знаешь. Чего уж дальше-то стесняться? Это очень хорошее классическое образование с точки зрения коммуникаций, просто какого-то кругозора. Но технически, чтобы как-то это использовать, нет каких-то невероятных фишечек, которые есть только у актёров. Ну хорошо, умение читать стихи, ох ты, Боже мой. Где ты его применяешь? Или фехтовать? Ну хорошо, я могу взять палку и кому-то навалять, да. Но в целом пока ни разу не требовалось.
Как ты считаешь, насколько важно для людей в современном мире соприкасаться с культурой в любом виде? Или можно обойтись без этого?
Необходимо. Мы же вообще с развитием наших прекрасных технологий перестали общаться с соседями по подъезду, мы перестали общаться вживую с людьми. Встретиться с кем-то и пообщаться — это целое событие. Раньше, я помню, в Волгограде, ни у кого не было телефона. Мы все знали, что Семёна можно найти на трубах. Если Семёна не было на трубах, он либо на футбольном поле, либо в том дворе где-то тусит. И ты идёшь себе спокойненько, обходишь всё и находишь Семёна, если его нет дома.
Сейчас люди звонят, пишут в мессенджеры, уже даже не звонят, уже бросили звонить, просто пишут. На этом всё заканчивается. Им в принципе не надо видеться, чтобы пообщаться, что-то обсудить и тому подобное. Люди стали сильно одинокими. Есть, конечно, социальный шум на работе. Да, это у нас, потому что мы видим много людей. А кто-то сидит дома и не выходит, и ему прекрасно, хорошо. И эта пустота общения зачастую забивается как раз культурой.
Что значит культурой? Это объекты культуры: музыка, кино… Я не говорю о качестве. Кто-то смотрит какие-то низкосортные сериалы, и ему этого достаточно. Это плохо? Конечно, это плохо. Но это вопрос не к тому, что человек их смотрит. Это вопрос к производителям. Никто никого сразу не учит разбираться. Опять же, с моей точки зрения, это немножко высоколобо — разбираться. Высокий сорт, невысокий сорт. Я тоже смотрю не только фестивальное кино, я потребляю очень разный контент. У меня в плейлисте и попса есть, помимо всего остального. Поэтому… Необходимо, а иначе как. У всех есть какая-то музыка в телефоне, все смотрят сериальчики, у всех есть подписка на Okko, на «Кинопоиск», ещё на что-то. Без этого сегодня невозможно.