Наверняка есть взаимосвязь сорта вина и бокала, из которого его следует пить. У тебя дома много разных бокалов?
Да. Есть несколько видов бокалов для красного. Например, классический высокий бордосский под бордо. Вина этого региона достаточно мощные: мерло, каберне совиньон, бордо. Этому вину требуется место, чтобы раскрыться и сделать ароматику не такой насыщенной. Есть более пузатые — для бургундского вина, например пино нуар. Моё любимое, кстати. Также есть отдельно под белое бокалы и отдельно под игристое. К слову сказать, популярный классический бокал — флейта — плохо подходит для дорогого французского шампанского — теряется вся ароматика. Лучше использовать бокал для обычного белого.
Есть ли у тебя какие-то ритуалы, связанные с вином? Например, бокал за ужином или бутылка для пятничного вечера? Или покупка особых бутылок для особых дат?
Есть вино и определённые бутылки, открытие которых уже само по себе является прекрасным праздником. Нам подарили на свадьбу бутылку шампанского Tatinger 2005 года. Мы её открыли через год. На годовщину. У него уже подходил срок, в 2020 году оно было на пике выдержки и дальше бы оно начало терять свои вкусовые качества. А есть вина, которые нельзя пить молодыми. У меня есть и такая бутылка, подаренная буквально недавно. Это вино 2016 года, но его пить по-хорошему надо не раньше 2030 года. Поэтому оно лежит у меня в винном шкафу (мы его во время ремонта предусмотрели, естественно) и ждёт своего часа. И таких бутылок у меня несколько. Конечно, его можно сейчас выпить. И оно тоже будет хорошим. Но молодым это вино будет не настолько сбалансированным. Там скорее будет выпирать кислотность, и не будет богатого и объёмного вкуса.
Ты сам не думал заняться любительским виноделием?
Нет. Виноделие — это очень технически сложный процесс. Начиная от того, какой используется виноград, и заканчивая процессом винификации с использованием стерильной алюминиевой тары. «Домашнее» вино, которое продаётся на курортах, и напитки из серии «у меня родственник делает вино» — 95% из этого не то что нельзя пить, но, мягко говоря, это не вино. Отравиться этим, конечно, сложно, но удовольствия точно никакого. Исключения есть, когда народ прямо заморачивается, но это исключения.
Ты говорил, что отказался от планирования маршрута в поездках, так как это помогает усилить впечатления. Всегда есть сюрпризы и открытия. А как ты выбираешь страны и направления для поездок в таком случае? Ты крутишь глобус и тыкаешь пальцем наобум, чтобы сохранить дух приключения? Или бросаешь монетку?
Нет, в странах сюрприза нет. Я очень люблю Европу и стараюсь просто ездить в страны, в которых ещё не был. Я много где не был: Германия, Словения, Словакия, Чехия, Норвегия, Дания. А во Франции я проехал из Парижа до Лазурного берега. Но не был в Нормандии, например. А это, считай, как другая страна. Или Испания. Юг и север Испании полярно разные.
Насколько я знаю, ты говорил, что вы с женой любите ходить в театры и интересуетесь искусством. Наверняка у тебя есть любимый театр или любимая постановка?
Наиболее запомнившееся из последнего — «Цветы для Элджернона» в РАМТе. Потрясающий спектакль, просто чума.
Ты не строишь планы на путешествия. Но планируешь ли ты в краткосрочной или долгосрочной перспективе свою жизнь? Получается или нет?
Лучшие встречи с друзьями — спонтанные. Классическая история — это с друзьями «давайте встретимся», и полгода этого не происходит. Или ты пишешь: «давайте в пятницу сразу после работы пойдём куда-то». И это более рабочий вариант. Планы долгосрочные есть, конечно. Ту же свадьбу мы планировали за год.
Ну и финальный вопрос. Есть ли у тебя какие-то личные мечты и цели?
Есть разные. Могу рассказать об одной небольшой мечте. 1 января в Вене проходит новогодний концерт. Почти каждый год в Венской опере играют одни и те же произведения — классическая венская опера. Это очень красиво — все во фраках, в платьях. Я периодически смотрю эту трансляцию по «Культуре». Вот я хотел бы оказаться там. 1 января, во фраке. Все дела.