По образованию ты преподаватель. Если не ошибаюсь, твой стаж — 18 лет.
Уже 20.
Тем более! Также ты участвовал в разработке платформы дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями.
Вообще, я физик. В первую очередь я окончил физико-математический факультет и получил квалификацию учителя физики и информатики. Эта квалификация действительно преподавательская. Мне этого было мало, я продолжил образование в аспирантуре уже по технической специальности. Я занимался разработкой навигационных систем для самолётов и ракет. Это уже никак не связано с педагогическим направлением, это именно работа физика. Почему я не стал развиваться дальше как физик? Я написал диссертацию, но даже не стал даже её защищать по разным причинам. На тот момент физикам очень мало платили. Это была середина нулевых годов. Спрос на физиков был, но предложить им было нечего.
В это время моё второе направление — информатика — сыграло свою роль. Пока я работал физиком, я много что применял из сферы IT. Я занимался моделированием и проектированием систем в рамках своих проектов в физике с помощью IT-инструментов. Эти навыки я стал применять в коммерческой деятельности, за это больше платили.
Параллельно я всегда преподавал. Начал, ещё когда был студентом старших курсов. Я преподавал в разных местах. В том числе в университете, в разных школах, на коммерческих площадках. В какой-то момент ко мне пришли с идей создать государственную школу дистанционного типа. Не кружки, ни какое-то допобразование, а именно общеобразовательная школа. На тот момент в России таких проектов было очень-очень мало. Это было в 2009 году, в 2010 мы уже запустили проект. Тогда это казалось абсолютной фантастикой.
Могу представить.
Да. Эта школа должна была заменить обучающимся обычные школы. Ребята приходят в 1-й класс, получают полностью общее образование до 11-го, получают необходимые документы, включая аттестат государственного образца.
Была смешная история, как это всё произошло. Когда в наш университет пришли с этой идеей, команда преподавателей покрутила пальцем у виска и сказала «вы с ума сошли». Потом вспомнили про меня, а я на тот момент занимался всякими казавшимися фантастическими научными проектами и разработками. Например, я занимался проектом системы распознавания речи уже в 2008 году, и это казалось фантастикой, потому что не было никаких «Алис», «Салютов». Я брал на себя много инновационных проектов. Коллеги пришли ко мне со словами: «Мы тут вспомнили, что у нас есть один сумасшедший, который берётся за разные идеи. Вот тебе визитка, съезди к этим ребятам, а то мы их прогнали, они обиделись. Нехорошо как-то вышло. Поговори с ними, мы просто забыли позвать тебя на совещание». Приходили они, кстати, в центр дистанционного образования университета ради экспертизы.
Я поехал. Выслушал идею. Это была рязанская школа № 18. Я подумал, сказал, что технически это возможно, я помогу создать инфраструктуру, подтянуть технологии, что-то адаптировать, что-то самим разработаем. Нужно финансирование и желание работать. Необходима большая команда, не один человек. Если вы найдёте единомышленников, кто будет готов взяться за проект, чтобы это всё организовать, то мы это сделаем. Через год мы её запустили — пять филиалов в Рязанской области. Учредителем выступило Министерство образования Рязанской области. Это полностью государственная школа. В этих филиалах созданы специальные классы, который называются «Ай-классы». Они разбиты на кабинки, в которых сидят учителя с полным набором оборудования, в наушниках и так далее. Могут работать также из дома. На сегодняшний день в школе обучается 250 учеников Рязанской области. Каждый из них получает полный комплект оборудования полностью бесплатно, получает подключение к интернету и полноценно проходит обучение по всем предметам. Полностью за счёт государства.
Это очень круто!
В первую очередь мы создавали это для детей с ограниченными возможностями. Как замену надомному образованию, которое на тот момент было единственным возможным вариантом получения образования. Посещать школу детям со сложными диагнозами, такими как сложная форма ДЦП, было практически невозможно. К ним ходили на дом учителя. Это было неполноценно и некачественно. К ним раз в неделю приходил учитель, давал задание и уходил. Здесь же они по расписанию посещают все уроки, ходят на какие-то кружки, пусть дистанционно, но всё равно.
В 2010-м году ничего подобного просто не было, даже на коммерческой основе. Может, только какие-то зачатки. Сейчас много всяких онлайн-курсов, те же Skyeng и так далее. Создать такую школу на государственной основе было космосом. Мы тогда уже взяли несколько сотен учеников в школу. Это был серьёзный масштаб. Сегодня, по сути, все дети с ограниченными возможностями в Рязанской области получают такое образование.
Более того, мы сейчас берём не только детей с ограниченными возможностями, но и просто желающих учеников. Приоритетно из удалённых регионов или районов, где просто физически нет школ. Они ездят в школу в другие населённые пункты или райцентры на автобусах за 20−30 километров. В Рязанской области таких детей много. Например, в Чучковском районе, в Шацком районе, в Сасовском районе. Там школы очень удалённые. Если у учеников из таких районов есть желание обучаться дистанционно, мы их берём, подключаем полностью к нашей системе, и они занимаются дома.
Ты до сих пор там преподаёшь. Почему это для тебя важно?
С этого года уже не буду. Просто не успеваю. Какую-то помощь школе оказывать продолжу. Не знаю, как это у меня получится, очень сложно совмещать. Но до сих пор я преподавал. Надеюсь, смогу совмещать в следующем году, но уверенности нет. Уроки идут каждый день, и я обычно преподавал по вечерам после работы. Возвращаясь домой из Сбера, я подключался к сети и с семи-восьми до девяти преподавал. Потом ехал на тренировки и заканчивал совсем поздно. Тяжело. В 12 ночи — домой. Хоть в Рязани всё близко, но всё равно. В какой-то момент понимаешь, что сил у тебя просто нет. Особенно с учётом того, что ты ещё какие-то проекты на дом берёшь, чтобы доделать, а ведь ещё и спать надо.
Я точно буду помогать в каких-то вопросах как консультант, а в остальном посмотрим. Эта школа —практически моё детище, я её создавал с самых первых дней. Хочется участвовать в её развитии. Много идей есть, многое хочется воплотить в жизнь. Сейчас много очень хороших коммерческих школ с большими, чем у нас, возможностями. Хотя мы бесплатные, нам тоже хочется держать марку. Нужно развиваться. Векторов для развития очень много, и мне хочется в них поучаствовать.
Конечно, это социальный проект. Он стоит особняком и никак не связан с моей основной работой. Душа, наверное, просит. Когда ты делаешь что-то важное, особенно для детей с ограниченными возможностями, которые зачастую не могут даже покинуть помещение, в котором находятся. Если вчера им было недоступно ничего, то сегодня они могут заниматься тем же программированием, какими-то ещё вещами, это открывает им новые возможности в мире, в получении профессии. Это очень здорово, что ты к этому причастен…
Я бы очень хотел дальше помогать этой школе. Я хочу делать это для души. Это никак не конфликтует с основной работой, не противоречит ей. Делаю это в свободное время. Главное, чтобы хватило сил.
Для меня смысл жизни заключается в создании чего-то нового. Хочется, чтобы это новое было полезным людям, меняло их жизнь, меняло в конечном итоге мир. И всё, чем я занимаюсь — наука, информационные технологии, фотография, живопись, — это всего лишь инструменты, способы, позволяющие достичь эту цель.