Если я ничего не путаю, то ты сделал свою игру в слова на Android и даже её монетизировал. Расскажешь?
Очень долгая история. Это был интересный опыт у меня, потому что все стадии дизайн-мышления, которые мы сейчас проходим во всяких корпоративных университетах, всё это было. Причём, чем мне нравилась эта игра. Ещё в детстве, когда я был маленьким, и мы с папой ездили на дачу, не было телефонов и смартфонов. Ехать было скучно. Мы брали какое-то слово и составляли из него маленькие слова. Так время проходило очень быстро. Эта игра в детстве мне очень нравилась.
Где-то я увидел похожее приложение и подумал, что надо сделать для себя. Сделал я эту игру и сам в неё играл. Мне так нравилось, что я постоянно размышлял, а что бы я ещё хотел в неё добавить. Я её совершенствовал, совершенствовал.
Были сложности?
Сперва у меня была проблема со словарём. Словарь — это вообще вечная проблема всех игр. Я нашёл какой-то словарь с русским языком и закачал его. Внимание, в этом словаре была буква «ё». Над которой мы так бьёмся в СберБизнес. Первое, что сделали пользователи этого приложения — обругали мою игру. «Как это так?! Буква „ё“?! Во всей России эта буква отменена, мы заменили её на „е“!» А у меня жёстко по правилам, если есть буква «ё», то слова ты можешь составлять только с этой буквой. «Селедка» не подходила, только «селёдка». Я не мог с этим ничего сделать, словарь я уже выкачал, уже без вариантов.
Что было дальше?
Я продолжил развивать игру. Мне стало интересно, а что ещё я могу добавить. Сделал сетевую игру по Bluetooth. Потом подумал, что Bluetooth, конечно, здорово, но можно и через интернет сделать. Добавил эту функцию. Потом подумал — а что если на двоих есть всего один телефон? Сделал возможность игры на несколько человек с одного смартфона. Потом стал придумывать какие-то ачивки для игроков. Следом мне стало интересно это монетизировать. Я добавил рекламу, добавил платные подсказки, которые у меня периодически не работали. Я же не эксперт, просто на Java пишу что-то. Столкнулся с проблемой багов на подсказках. Добавил возможность ввода промокодов, чтобы могли промокодом оплачивать подсказки те, у кого это не получилось.
Объёмно!
Позже появилась идея дать возможность людям добавлять слова. Словарь же не совершенный. Чтобы они могли добавлять те слова, которые считали существующими. Они предлагали слово, а пользователи лайкали или дизлайкали его. Рейтинг позволял понять, что слово действительно существует. Сначала мне казалось, что идея — отличная. Потом я увидел слова, которые стали добавлять пользователи. Они как раз пытались избавиться от буквы «ё» и писали везде «е». Эту возможность я убрал.
Позже я сделал, чтобы пользователь не просто составлял маленькие слова из большого, а играл в своего рода «лесенку». Сперва составлял слово из трёх букв, потом из четырёх, из пяти, шести, семи и в обратную сторону: шесть, пять, четыре, три. Таких вариаций у меня было четыре или пять. Это уже начало взрывать мозг мне самому! Сложно! Ты не можешь просто составить слово, нужно в определённом порядке составлять, потом на время.
Всё это развивалось, развивалось, и в какой-то момент у меня было около 120 тысяч скачиваний. На прошлой работе я даже своим коллегам рассказал об игре. Сперва они очень скептически отнеслись, а потом сами стали играть. Развитие было достаточно интенсивным.
Тяжело было её поддерживать и развивать?
Как я её дорабатывал… По вечерам. У меня жена сидела с маленьким ребёнком, укачивала его, укладывала спать, а я сидел игру лабал. Потом ребёнок подрос, времени стало совсем мало. Сейчас её уже удалили, потому что её надо поддерживать, делать актуальные версии «апишек», вот это вот всё, а я ничего не делал уже. В общем, опыт у меня есть.
Какой вывод я из этого сделал? Нельзя бросаться на каждый отзыв и делать по нему какие-то доработки. Что хорошо одному, может быть плохо остальным тысячам человек. Это первый вывод, который напрашивался. Второй — продукт реально будет классным, если ты сам его полюбишь. Как только ты продукт полюбил, а не так, что тебе нужно его из-под палки делать — то будет совершенно другая история. Его не только ты, его все потом будут любить. Вот эти два вывода ключевые. Всем рекомендую.
Ты смог заработать существенную сумму с монетизации?
Нет, у меня и такой цели не было. Я заработал за пять лет, что она была в сторе, около 200 тысяч. Если разделить, то сумма не такая большая.
Купил что-то для себя на эти деньги? Или сделал подарок?
Ничего такого не покупал, никому не переводил. Единственное, что у меня эти деньги до сих пор на определённом счёте лежат, я с них оплачиваю связь в «Билайн». Просто отдельный поток на мобильный телефон.
То есть лет на 20 вперёд?
Пока ещё деньги там лежат, а там посмотрим.