DCB Interview
17.09.2021

Кира Колобова
Руководитель проектов, руководитель направления, инженер UIUX-Стандарта СберБизнес

Как генетическая предрасположенность влияет на профессию? Где живут творческие люди? Моне или Мане? И немного о промышленном дизайне: рассказывает Кира Колобова.

Ваш путь в профессию не был прямым: вы начали с работы в другой сфере. Расскажите о том, как вы попали в медицину и где этому учились.

Окончила школу, не понимая, чего хочу. У меня не было направления. И на моём пути попался человек, который взял меня за руку и отвёл в медицину. Мне там очень нравилось. Всем рассказываю, что первая моя запись в трудовой книжке — «санитарка». С большим удовольствием начинала работать там и училась с большим удовольствием.

Я окончила с отличием колледж при Первом медицинском институте. И дальше тоже пошла учиться, в этот же институт, но очень быстро поняла, что в медицине мне будет сложно получать от работы то удовольствие, которое мне хочется. Хотя меня тянули туда преподаватели, а так как я окончила с отличием и при поступлении были льготы, мне было легко получить место. Но если бы не ушла, то, скорее всего, была бы в хирургии. Я ни разу не пожалела о том, что окунулась в эту часть жизнь человека. Все навыки, связанные с медициной, мне очень помогли.

Сразу после получения диплома устроилась работать в Институт травматологии и ортопедии имени Р. Р. Вредена. Это большой научно-исследовательский институт вместе с клиникой в Санкт-Петербурге. Там не только лечат людей, но и занимаются огромным количеством всяких исследований, патентуют новые способы лечения. Работала в лаборатории, которая занималась изготовлением трансплантатов. А рядом со мной находился издательский отдел, чьей задачей было написание научных статей. Там даже журнал был свой — «Травматология и ортопедия». Не знаю, существует ли он сейчас. Но он долгое время издавал научные статьи своих сотрудников. Науки было очень много.
Там я и зацепилась за издательское дело и поняла, что мне это интересно. И там же я попробовала заниматься азами дизайна. За время работы в травматологии я помогала коллегам в написании нескольких диссертаций, собирала и описывала результаты исследований, готовила к печати огромные документы.

Пошла учиться в Политехнический университет на информационный дизайн, и параллельно мне предложили поработать сразу по специальности. В издательском отделе я занималась вёрсткой статей, готовила их к печати, взаимодействовала с литературными редакторами и типографиями, работала с подготовкой и подборкой материалов в библиотеках. Меня научили пользоваться рубрикаторами и разными специфическими инструментами.

А как всё-таки пришли к дизайну?

Генетическая предрасположенность. У меня и мама, и папа — дизайнеры. Оба окончили Муху (академию Штиглица), оба практикующие. Папа — графический дизайнер, человек, который сделал большое количество графических знаков в Петербурге. Таких известных, как Гостиный двор, Пассаж, Радио Рекорд. Папа до сих пор в дизайне, но уже в другой части. Он педагог и преподаёт на кафедрах, связанных с дизайном, в разных вузах Санкт-Петербурга. Сейчас преподаёт рисунок будущим модельерам. А мама у меня связала жизнь с текстилем.

Как-то с отцом мы начали говорить на тему дизайна, я стала близко смотреть на то, чем он занимается, и это меня увлекло. Он стал давать мне какие-то задания, у меня стало получаться. И папа мне сказал, что мне надо учиться, чтобы был результат. Первая моя попытка учиться в Политехе была в 22−23 года. А на графический дизайн я уже шла адресно за базовым образованием. Несмотря на то что я уже была в специальности и обладала опытом, я понимала, что мне не хватает основ, и это мне мешает.

Папа был вашим первым ментором и наставником?

Да. И до сегодняшнего дня я могу к нему обращаться с какими-то своими мыслями и сложными задачами. С ним можно посоветоваться.
Когда дети продолжают специальность или семейное дело, родители бывают очень требовательными и даже более строгими, чем к коллегам. Обычно это из благих побуждений, но детям не всегда легко с этим справляться. У вас было так же?

Всё было именно так. И даже больше. Когда я пошла учиться на графический дизайн, мой папа был моим педагогом. Мне было очень тяжело. Ко мне было намного больше внимания с его стороны. Он был более требовательным и настойчивым в получении результата. И со стороны других педагогов мне тоже не давали поблажек и требовали большего. Но, на самом деле, это было хорошо, хоть и тяжело. Мне кажется, что я больше получила, чем мои одногруппники.

Люди, работающие с творчеством, зачастую не могут «выключаться» после работы, и их предмет окружает их всю жизнь. Можете ли вы выбрать вместо знакомого продукта новинку, если вам понравится упаковка, или довериться другому профессионалу?

Дизайн дома, возможно, да. Если это профессиональный дизайнер, который занимается интерьерами, и мне его посоветовали. Но точно не на 100 %. Дизайнеры, которые даже не учились интерьеру, какие-то вещи чувствуют интуитивно. Имея знания в основах дизайна или композиции, способны собрать любую композицию из любых вещей, например из предметов в доме. Конечно, могут быть ошибочные решения из-за отсутствия опыта и технических знаний.

Мне не отключиться от рабочего процесса. Я могу отдать творчество парикмахеру. У меня есть такие мастера, к которым я могу прийти и сказать «делай, что хочешь».

Одежду шить я не буду, это сложно. Меня учили)

Часто рассматриваю полки в магазине, всегда отслеживаю, как какой бренд поменял упаковку или символику, цветовую гамму или подход. Почти всегда могу считать мысль, которую они в это заложили. Мне это очень нравится.

Если говорить об упаковке, то мне нравятся упаковки соков. Вот эти тетрапаки. Они очень интересно развиваются. Один из них мне симпатичен — сок Rich. У них классные упаковки.

Ещё, с точки зрения дизайна, мне очень нравятся японские и корейские упаковки. Я недавно увидела металлическую баночку с лимонадом корейским. Купила её и очень долго разглядывала. Она мне просто понравилась.
А вы сохраняете наиболее интересные образцы?

Нет. Если прям запало в душу, то сделаю фотографию. Но хранить не буду.

Вы из Петербурга. Сильно скучаете по родному городу? Удалось ли полюбить Москву или найти в ней плюсы?

Я сильно скучаю. Мне реально не хватает Санкт-Петербурга и даже этого мокрого, влажного климата. Полюбить Москву? Я люблю Москву за интересную работу. В остальном не нравится шум и большое количество народа. Но в то же время нравится, что на многое можно посмотреть. Насчёт полюбить не знаю. Я всё же люблю свой город.

А как выглядит квартира творческого человека?

Квартира творческого человека — это мастерская, скорее всего. Поэтому всё остальное пространство для него не имеет большого значения. У меня есть пара друзей-художников. И их настоящая жизнь — в мастерской. Это то пространство, в котором сделано всё, чтобы работать. У меня мастерской нет. Думаю, она у меня появится где-нибудь на пенсии. Я её обязательно заведу.

Вы больше склоняетесь к академическому искусству, или современные его проявления вам тоже интересны?

Мне скорее ближе академическое искусство и классическое представление о нём. И классические музеи.

Конечно, пойду в музей современного искусства, посмотрю. В Санкт-Петербурге на Васильевском острове есть такой. Называется Эрарта. Там коллекционеры выставляют большое количество современного искусства. Есть что посмотреть, я туда регулярно хожу. Не могу сказать, что я всё понимаю и мне всё нравится. Я скорее скептически отношусь к нему.

Как проводите свободное время?

Я люблю готовить. Я не смотрю блогеров, не ищу новомодные рецепты. Мне нравится просто приготовить вкусную еду. Часто готовлю по семейным рецептам и люблю угощать этими блюдами. Ещё в детстве у меня был опыт общения с профессиональным поваром из ресторана. Я видела непосредственно процесс, как они там режут всё, готовят.
Это завораживало.

Я не люблю печь, но люблю готовить мясные блюда. Способна в компании взять на себя приготовление шашлыка. Мне нравится мясо готовить.

Хирургия, мясо…

Ахахаха! Не настолько. Но курицу я могу быстро разобрать, это не проблема.

А ничего не коллекционируете?

Нет. Я люблю покупать себе книги по дизайну, но сейчас это уже перестало быть актуальным. У меня достаточно большая библиотека книг — наших издательств и иностранных. Мы с моим папой, он меня научил, ходили в «Старую книгу», покупали старые издания, классические издания по искусству, альбомы художников. Если бы я совсем не знала, чем себя занять, я бы, наверное, увлеклась коллекционированием. Мне кажется, этим занимаются очень свободные люди. Но если бы я что-то коллекционировала, это бы лежало где-то в облаке, в цифровом пространстве. Я люблю свободное пространство. Не люблю захламлённость и лишние вещи. Мне в кайф белые стены.

То есть вы легко расстаётесь с вещами?

Да.

А есть что-то, к чему вы привязаны и никогда не выкинете?

Есть. Вещи из детства. Они очень маленькие и не занимают места. Они не выставлены на полочках, а лежат в специальной коробочке. И есть настроение, когда хочется это достать, потрогать, вспомнить, откуда эта вещь появилась. Каждая вещь связана с конкретным человеком. Есть подарки, которые дарила близкая знакомая нашей семьи. Мне было четыре года тогда. И я даже помню момент, как она это делает. Маленькая керамическая птичка Императорского фарфорового завода. На тот момент — ЛФЗ. Синичка. Мне до сих пор кажется, что она имеет тепло этого человека.
А промышленный дизайн отслеживаете? Автомобили, например?

Конечно. Если взять современные автомобили, например, немецкие марки: BMW, Mercedes и Audi. Они всегда были разными. Всегда можно было легко различить внешне: контуры, линия, штрихи. А когда мы сейчас посмотрим сзади на любой из трёх, то, скорее всего, вообще не найдём различий. Обращаю внимание на эти вещи. Но автомобили — это отдельная тема. Нет такого дизайнера, который не хотел бы делать автомобили. Потому что это особая каста. И вообще, это очень увлекательно и интересно. Когда ты рассматриваешь машину не с точки зрения надёжности и прочего, а с точки зрения дизайна, как объект, состоящий из линий, то начинаешь думать о силуэте, о том, чтобы ты изменил, анализируешь, пытаешься понять автора.

Выставки, музеи посещаете? Есть любимые?

Конечно! В России — Музей Истории города, не в России — музей Печати (Музей Гутенберга) в Германии, г. Майнц, музей дизайна в Хельсинки.
А современные художники нравятся? Копейкин, Ложкин или кто-то ещё?

Честно, нет. Я воспитана с классическим образованием. Для меня самое яркое ощущение — это Ван Гог. Именно за счёт экспрессии и сочетания цвета. Мощный выплеск. Все импрессионисты. Из графиков — Альбрехт Дюрер. Сейчас в Москве как раз закончилась выставка, на которую мы ходили с коллегами. Были очень интересные работы. За раз это не посмотреть, учитывая нашу занятость. Пока ходишь и рассматриваешь эти детали. Особенно зная технологии, как это сделано. Ты поражаешься мастерству автора. Сделать иглой такой штрих и понимать, что будет на оттиске, как это отпечатается… Эта глубина восприятия, насколько он понимает действия своей руки…

Обратите внимание на дизайнеров. Даже во время созвонов, где надо просто что-то послушать, мы сидим, чирикаем что-то на бумаге. А потом ты сидишь, смотришь на это: … ну стёр, перерисовал. А Дюрер делал это раз и навсегда. Вопрос отсутствия ошибки. А сколько у него было ошибок, чтобы достичь такого результата?

А если не относиться к граффити как к соцарту, если бы вы прошли мимо интересно рисунка — стали бы его изучать?

Конечно. Я вообще «наскальные» рисунки в городе стараюсь изучать. Мне сын фотографирует и присылает. Это целая культура. Но я повзрослела чуть раньше, поэтому я, наверное, не упивалась этой культурой как поколение. Но в целом это круто. Есть красивые объекты. Особенно учитывая то, что в большинстве случаев рисуют люди, не имеющие профессионального образования, но это получается красиво с точки зрения штриха, линии, цвета, какой-то задумки… Есть люди талантливые, им бы образование, и такой бы шедевр получился!

Расскажите о своих любимых местах. Тех, в которые вы любите возвращаться.

Когда у меня есть свободное время, я несусь в Питер. И если есть возможность поехать в центр, то у меня есть несколько мест, которые для меня особо значимы. И в них прям горячо становится.

Первое — Петропавловская крепость. Место, в котором я много лет проработала. Там каждый камень связан с воспоминаниями, делами, людьми. По-прежнему, переходя через деревянные мосты Петропавловской крепости, я ощущаю трепет. Трепет этого места. Когда говорят про сердце города, то именно так я это и воспринимаю. Я очень люблю Петербург.
Давайте перейдём к блицу.

Дворцовая или Красная?

Дворцовая.

Моне или Мане?

И то и другое.

Пышки или пончики?

Пышки.

Исходник или NFT?

Исходник.

Эрмитаж или Третьяковка?

Эрмитаж.

«Тройка» или «Подорожник»?

И «Тройка», и «Подорожник».
С любовью, Цифровой Корпоративный Банк!