Жизнь — это про коммуникации. Мы научились строить небоскрёбы и управлять финансами голосом, но так и не научились общаться друг с другом. По-моему, это трагедия. Почему так? Всё дело в следующем пункте.
Молчать нужно уметь. В какой-то момент открыл для себя, что молчать можно по-разному: сочувствующе, надменно, устало, торжествующе… Но дело ведь не в молчании, а в самом факте тишины. Тишина, как писал в письмах сыну актёр Евгений Леонов, это «особое состояние мира и души». Мы отвыкли от тишины и следом за этим — от умения слушать.
Восхищаюсь, когда слушают. Удивляюсь, когда люди перебивают собеседника или заканчивают мысль за него. По-моему, нужно обладать очень развитым комплексом неполноценности, чтобы всерьёз полагать, что ты лучше знаешь, что хочет сказать человек, чем он сам. Сегодня в цене громкие выкрики и сплошные «я-сообщения» — и очень мало тех, кто по-настоящему умеет услышать собеседника.
Смешным быть не страшно. «Умное лицо ещё не признак ума», сказал Олег Янковский в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», и я с ним согласен. Кстати, сценарист Григорий Горин очень протестовал — актёр переиначил его текст, в оригинале было «серьёзное лицо». Смех топит лёд и, если не продлевает жизнь, то, как минимум, скрашивает её мгновения. Опасаюсь людей, которые ко всему относятся со звериной серьёзностью.