Ты смотришь гонки? Какая команда тебе импонирует?
Гонки смотрю. Импонирует Ferrari. Но тут нужно немножко уточнить. Я смотрю гонки с 2005 года. Формулу-1. Практически всё это время я болел за Ferrari. До, наверное, 2014 года. А там с 2014 года начал доминировать Mercedes, и я начал болеть не за кого-то, а против Mercedes'a. Поэтому я тогда болел за Ferrari, последнее время болел за Red Bull. Ну я, скажем так, был за интригу, за интерес, и просто надоело уже, что Mercedes постоянно выигрывает, и хотелось болеть за кого-то, кто может составить ему конкуренцию. Ну с этого года опять Ferrari наконец-то вырвалась в лидеры, и можно поболеть за старую команду.
Во время учёбы ты был участником команды Formula Student MADI. Сможешь подробнее рассказать об этой инициативе?
Ну тут достаточно много можно рассказывать. Formula Student сама по себе — это международные соревнования, инженерные. Именно инженерные. То есть это не гонки. Там суть в чём: студенты, то есть не преподаватель, не какие-то сотрудники, а именно студенты какого-то университета организуют, ну «типа» организуют, компанию, которая производит спортивные автомобили, спортинвентарь. Команда должна самостоятельно всё сделать, по неким правилам, хотя есть регламент, который составлен достаточно свободно, и есть там очень большой простор для инженерного творчества. Концептуально это… Ну вот почему Формула? Есть автомобили класса Формула. Та же Формула-1 — это среднемоторный автомобиль с открытыми колёсами. И там тоже правила составлены по Формуле. И, в общем, команда должна самостоятельно, учитывая правила, разработать полностью автомобиль. Причём не просто сделать там какую-то 3D-модель, чертежи, а должен быть полный производственный процесс. Должна быть подготовлена документация, должны быть сделаны сервис-отчёты. Если настраивался, допустим, как-то двигатель, должно быть задокументировано, как он настраивался, какие у него характеристики и так далее. Каждая деталь… Ну тут нужно немножко уточнить. Вот у нашего автомобиля из готового был двигатель, суппорты, резина с дисками, ну там всякие шланги и так далее. Всё остальное было разработано нами.
Команда у нас была из восьми человек — это мало. Сейчас расскажу, почему. Команда делает этот автомобиль, все чертежи — и она его самостоятельно изготавливает. Можно прибегать к сторонним компаниям. Так как это университет, можно договариваться с кем-то. Например, у нас была Yamaha, которая производит мотоциклы. Они нам предоставляли двигатели для автомобиля. Машины были небольшие, чтобы не разбиться и денег много не потратить. По-моему, метра два они были в длину. Соответственно, двигатели не нужны были большие и мощные — подходил одноцилиндровый движок от квадроцикла. Нам он достался бесплатно, просто за наклейку на автомобиль. Ну и было много ещё партнёров, в том числе и те, кто изготавливал какие-то детали для автомобиля. В итоге, получался полностью готовый гоночный автомобиль класса Формула, но, как я уже сказал, это были инженерные соревнования, а не гоночные.
Ещё там были так называемые статические дисциплины. Помимо того что команда должна полностью разработать и собрать автомобиль, она должна подготовить бизнес-план. Как я сказал сначала, команда делает компанию по производству спортинвентаря. Его нужно как-то продать. То есть ты должен делать то, что кому-то нужно. Обычно это в аренду можно сдавать, если картинги, местные чемпионаты можно устраивать, олимпиады гоночные и так далее. Команда должна придумать какую-то легенду, как она будет продавать тысячу автомобилей в год.